Святая красота.



О новой мученице Людмиле уже были сообщения в православной печати, по радио "Радонеж".
В Дмитриевскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество положивших, она была зверски убита возле своего дома.
Отпевание её в храме святителя Николая в Пыжах совершали девять священников при огромном стечении народа.
Кто была Людмила Крюкова? Учёный- экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества", преподаватель Православного Богословского Института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.
Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей беспримерной жестокостью, но и потому что она совершенно не вязалась с её обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Она давала себе ясный отчёт во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политической). Сама доверчивая, вызывала доверие у других. Ценила подлинное слово. Она ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости.
О ней можно сказать, что она была человек истинно интеллигентный. То, что является сейчас большой редкостью. Есть ложная интеллигентность, та, которая растлевала Россию накануне революции 1917 года, и та которая ещё более растлевает её сейчас.
Подлинная интеллигентность - это как порода. Раньше было дворянство, которое постепенно вырождалось, а теперь это люди высшей пробы благородства, духовного благородства, рыцари духа. Именно на такого человека обрушилось самое низменное, подлое, безумное, что есть в этом мире. Кто её убийца? Сам диавол, который не может выносить присутствия на земле таких людей, и который находит всё больше слуг, исполняющих его волю. Мученица Людмила стоит в ряду новых христианских мучеников: иеромонаха Нестора, Оптинских иноков Феропонта, Трофима, иеромонаха Василия; иеромонаха Григория, воина Евгения. И как часто смерть человека соответствует его жизни! И раскрывает всю его жизнь.
Дипломная работа Людмилы в богословском институте была посвящена Кресту. Её главные беседы со студентами и детьми - о святых Царственных мучениках и о новых мучениках и исповедниках Российских. И последняя - о новом мученике воине Евгении.
Нательный крестик Людмилы, обагрённый кровью, находится сейчас на престоле в храме Святителя Николая в Пыжах, как и крестик мученика воина Евгения, рядом с частицами святых мощей угодников Божиих.
В этой смерти- предельный ужас зла сегодняшнего мира. И в то же время, через нее мы научаемся совершенной уверенности, что все скорби даются нам от Бога. Именно о Божием присутствии среди нас могли бы сказать многие , кто участвовал в отпевании. Какая бы не была смерть подлинного христианина, она должна служить тому, чтобы сделать для нас понятной смерть Христову. При этом тайна оставленности, отвержения , поругания Христова является столь плодоносной, что Бог не может не дать вкусить от неё избранным Своим.
Святость узнаётся после смерти. Все святые- только те, что прошли смерть. "Со святыми упокой"- дерзновенно молится Церковь, потому что со святыми упокоиться могут только те, что прошли через смерть. И "прежде смерти никого не хвали". Поэтому и даётся смерть.
Святость узнаётся после смерти, когда Церковь может включить этих людей в свою историю, в свою жизнь, когда она может сделать своими их качества, их слова, их тайны с тем, чтобы все могли извлечь из этого духовную пользу.
Святые - живые в Церкви, потому что Божия жизнь присутствует в них. Но они должны принести плод, чтобы Церковь их узнала. Этот плод приносится через смерть. Смерть Людмилы - благоуханное приношение Господу.
Что можно сказать о её стихах? То, что они по большому счёту талантливы- очевидно. Стихи её органично сливаются с её образом. Это стихи человека, принявшего радостно жизнь. И любящего жизнь в вере. Мир, лежащий во зле, преображён в них верой во Христа и Христом. Поэтому в её стихах нет ничего трагического.
Есть проповеди как стихотворения. По изяществу и красоте. И есть стихотворения как проповеди, когда слово их становится крестным.
Перед лицом крестной смерти и после смерти чистый дух поэзии дышит, где хочет. И не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. И поэзия, в конце концов, есть умение высказать то, что невозможно передать никакими словами.

(прот.Александр Шаргунов)




Православная поэзия. Стихи Людмилы Крюковой.



Божественная литургия



Божественная Литургия —

Хлеб вечной жизни и Вино.

И льются нити золотые

Сквозь удлиненное окно.

И золото живого слова,

Сверкнув во тьме греховных туч,

Вдруг освятит души основы,

Как этот тонкий, яркий луч.

И в точку стянется вниманье,

Подступит к сердцу и глазам,

И засияет покаянье,

Как благодатная роса.

Исчезнет время, и святые

И ангелы заполнят храм.

Божественная Литургия —

Путь к вечности, открытый нам.

Осень 1994 года



* * *

Закрываю глаза, чтобы легче внимать

Ароматам и звону кадила,

Чтобы в сердце слова песнопений вобрать:

Бог Господь — моя крепость и сила.

Чтобы там, в глубине, где рождается звук,

Где душа сопрягается с телом,

Где молитва, как туго натянутый лук,

А слова — раскаленные стрелы,

Сам Господь мое сердце расплавил в огне,

Чтобы я от Него научилась,

Чтоб в словах моих, в мыслях, и даже во сне

Его имя любовью святилось.

Осень 1994 года




* * *

Власть любви имеет право

И простить, и наказать.

С нею ангельская слава,

С нею Божья благодать.

Быть ее рабом послушным

Это милость и почет.

И приказывать не нужно:

Душу к ней и так влечет

Жажда истинного счастья -

“Вот я! Только позови!” —

Нет другой на свете власти

Кроме пастырской любви.



Себе (утешение)



Подожди еще немного,

Не скорби, не унывай.

Возле Царского Чертога

Милостыню собирай.

От ударов пригибайся,

Но от врат не уходи.

Сквозь обиду улыбайся.

Бог все видит, подожди.

Он пошлет тебе подмогу,

Он не может обмануть.

Подожди еще немного,

Потерпи еще чуть-чуть.





1995 год, зима


У ног Твоих три с половиной года,

От мира отвернувшись, я сижу.

В руках Твоих мой ум, моя свобода.

Всем существом Тебе принадлежу.

Душа моя перед Тобой открыта,

Ты мне помог грехи мои понять.

Как блудный сын, как грешница, как мытарь

Тянусь к Тебе... Сойдет ли благодать

Прощения и измененья

На приклоненную к Тебе главу?

Совоскреси меня в день Воскресенья!

Сама я без Тебя не оживу.

23 апреля 1995 года. Светлое Воскресение Христово, Пасха



Борису Пастернаку Мария (I)



Я, Господи, как Марфа, не умею.

Не успеваю, сколько ни спешу.

К ногам Твоим припав, от слез немею,

И, словом потрясенная, сижу.

Я голос Твой из тысячи узнаю

И на Голгофу за Тобой пойду.

Я миром Твои ноги поливаю,

Предчувствуя грядущую беду.

Я, Боже, бесконечно Тебе верю

И воскресенья Твоего дождусь!

И изменюсь, и, как сестра, сумею

Все делать для Тебя, я научусь!

Я стану ученицей совершенной:

Молиться буду и благовестить

С Апостолами вместе, но смиренно

Одно прошу: грехи мне отпустить,

Избавить мою душу от лукавства,

Твоей святой любовью обожить.

Не оставляй меня за дверью Царства,

Дай часть в Твоем спасеньи заслужить!

Осень 1994 года




Борису Пастернаку Мария(П)


Все Тобою в моей жизни стало.

Двигаюсь Тобою и живу.

Как же раньше я Тебя не знала

И не ожидала наяву?

Сотни отговорок находила,

Только бы Тебя не повстречать.

И грешила, Господи, грешила.

Духа не хватает рассказать

О безмерном упоенье блудом

И о мрачных мыслях прошлых дней.

Не случайно возмущен Иуда.

Справедливо злится фарисей.

Но и я Иуду ненавижу.

А за что — не знаю, как сказать.

Я их всех безмерно хуже, ниже.

Мне ли Твои ноги целовать?

Я сама себя не понимаю,

Но, похоже, я Тебя люблю.

Миром Твои ноги поливая,

Каждое движение ловлю.

В каждом слове слышу откровенье,

На вопрос незаданный ответ.



Будто для меня одной спасенье

Ты принес с небес на этот свет.

Каждый взгляд Твой мне пронзает душу,

Милосердие Твое превыше сил.

Как же я могу Тебя не слушать,

Если Ты меня опять простил?

Если, мысль мою опережая,

Ты увидел, как в благом огне

Твой Отец меня преображает

Той любовью, что открылась мне.

Ею вместе с миром драгоценным

Я Тебя помазала, Христос!

Ее духом необыкновенным

Будет веять от моих волос.

Ею Ты потом умоешь ноги

У мужей — апостолов Твоих.

Ты пришел на землю ради многих,

Чтобы душу положить за них.

Дух любви с Тобою будет рядом

В страшный час, когда наступит смерть,

Когда, потрясенная неправдой,

Поколеблется земная твердь.

Разорвется надвое завеса,

И не станет света у светил,

Вострепещут в преисподней бесы,

Праведники выйдут из могил.

Но любовь Отца с Тобою будет.

Ее дух, неведомый врагу,

Ароматами меня разбудит,

И я первой к гробу прибегу

Этот запах необыкновенный,

Как садовник — запахи цветов,

Ты почувствуешь, и, несомненно,

Воскресит тогда Тебя Любовь.

Господи, прости мне мысли эти,

Глупый их поток останови.

Просто я не знаю, как на свете

Буду жить я без Твоей любви,

О которой прежде я не знала,

Не предполагала наяву.

Все Любовью в моей жизни стало.

Ею существую и живу.

Лето 1993 года



Борису Пастернаку Мария (III)



Внезапно замерло рыданье,

И вспыхнуло на лепестках

Росы алмазное сиянье,

И слезы высохли в глазах.

“Мария!” — “Это Ты, Учитель?”

Как ослепителен Твой лик!

Господь и Бог мой, мой Спаситель!

Ты вечность или только миг?

Как будто солнце предо мною.

Я больше не могу стоять.

И волосы мои волною

У ног Твоих лежат опять.

И тот же аромат небесный

От ног и от моих волос.

И от блаженства сердцу тесно.

Воистину воскрес Христос!

Лето 1994 года



* * *

Воды живоносные,

Воды покаяния.

Через муки слезные

Радость прозревания.

Мати Непорочная

Слова воплощенного —

Чудного источника

Глубина бездонная,

Жаждущим дарящая Токи исцеления,

С Неба низводящая Благодать прощения.

28 апреля 1995 года. День иконы “Живоносный источник”



Молитва нищенствующего



Душа, взыскуя горней пищи,

Презреть не может плоть свою.

С молитвою, больной и нищий,

Я перед церковью стою:

Помилуй, Господи, спешащих,

Не отвернись от молодых,

Помилуй старых и болящих,

Помилуй скаредных и злых,

Чтобы они смогли делиться

Тем, что даровано Тобой,

Чтобы в убогих, нищих лицах

Узнать сумели образ Твой.

И благодарно помянули,

Как отпустил Ты им их грех,

И милостыню протянули

Тому, кто грешен больше всех.

1994 год, май



Прощёное воскресенье



Мы обе встали на колени

И, словно сестры, обнялись.

Соединились наши тени,

И помыслы переплелись.

“Прости”, — “И ты прости!”

И светом Счастливым вспыхнули глаза.

Прости меня за то, что это

Так трудно искренно сказать.

За то, что я люблю так мало.

За то, что раньше не могла,

И лишь теперь поцеловала

Тебя, и сердцем приняла.

И твою радость ощущаю,

И взгляд светящийся ловлю.

“Господь простит.

И я прощаю. Он любит нас.

И я люблю!”

Весна 1994 года



* * *

Кто любит, тот может исчезнуть.

Стать тенью глухой и немой.

Катиться над адскою бездной,

Смотреть в глаза смерти самой.

И жить только ближнего болью,

А грех его не замечать.

Покрыть его немощь любовью.

И плакать о нем, и прощать.

18 июля 1995 года, преп Сергия Радонежского



***

Украшенный чертог, покой неизъяснимый,

Гармония и лад, святые голоса.

Трепещут страх и смерть пред Воскресеньем Сына,

И милость Божия нисходит как роса



На души, сотворенные для Бога,

Уставшие от мира и тревог.

Исходит Бог от Царского Чертога

И украшает мысленный чертог.

Май 1995 года

урок пения



Вздохну, — а звук подать не смею.

Дышу, — а пения все нет.

От огорчения слабею.

В глазах мутится белый свет.

Вдруг верный звук меня находит

И сразу застает врасплох.

Мне страшно — кажется, что входит

В мое дыхание Сам Бог.

Я не могу, я не святая.

Мне трудно этот звук понять.

Я трепещу, — и все теряю:

Грехи мешают удержать.

8 января 1996 года

Слово Божие



Слово Божие — меч разящий,

Обоюдоострый клинок.

Ослепительный и палящий,

Добела раскаленный слог,

Обличающий помышленья

И творящий над нами суд,

Подающий освобожденье

От бесовских душевных пут

Духу, ищущему прозренья

Для покрытой грехом души,

Чтоб начало ее спасенью

С Божьей помощью положить,

Чтобы, воли Его желая,

И она возрастала в Нем,

Сердца скинию наполняя

Обоюдоострым огнем.



1994 год

* * *

Любуясь лентой голубою,

Тебе, Архангел мой, молюсь.

Я так наполнена тобою,

Что думать о тебе боюсь.

Ты целомудрием и светом

Опять меня преобразил.

И никого на свете нету,

Кто бы меня, как ты, любил.

Апрель 1996 года



* * *

Господи, возьми и то, и это.

Лучшему свершиться помоги.

Я ведь не стремилась стать поэтом,

Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,

Нищей, что стоит у Царских врат.

Пуще смерти я боюсь гордыни,

Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права

Даже в сердце молвить: "Призови!"

Не прошу ни почестей, ни славы.

Жажду правды и Твоей любви.

23 мая 1996 года, Вознесение Господне



На Крещение Господне



Благоволеньем Божьим соткан

Небесной милости огонь

Нисходит горлицею кроткой

На Божьи плечи, на ладонь

Приемлющего покаянье

И отпускающего грех.

И благодатное сиянье

Незримо окружает всех,

Кто обнажает со смиреньем

Бесплодие души больной

И, умиляясь тихим пеньем,

Приемлет в сердце плод благой

Крещения и покаянья:

Он постигает красоту

Великой тайны умиранья .

И сораспятия Христу.

19 января 1996 года

Жар-птица



Священная птица махнула крылом

И в руки перо уронила.

Перо полыхнуло холодным огнем

И сердце мое озарило.

С тех пор я не знаю ни ночи, ни дня.

Ни отдыха нет, ни покоя.

Господь то и дело смиряет меня,

Влечет неизвестной тропою.

Нельзя отказаться, нельзя не идти.






Сайт управляется системой uCoz