Преодоление земного притяжения.
Протоиерей Николай Агафонов.

 

1.Красное крещение(Рассказ-быль)
2.Победа над смертью
3.«На реках Вавилонских...»
4.Погиб при исполнении (Некриминальная история)
5.Утешение в старости
6.Юродивый Гришка
7.Нерушимая стена
8.Божий странник
9.Вика с Безымянки
10.Колдовские сети
11.Безработный
12.Отшельник поневоле
13.Друзья
14.Путешествие в Антимир (Научно-фантастический рассказ)
15.Оборотень (Святочный рассказ)
16.Внук Шаляпина
17.Молитва алтарника  (Святочный рассказ)
18.Соборный чтец 19.Командировка в иную реальность


 

20.Попутчик
21.Антисемит
22.Выбор невесты
23.Отчего курица спятила с ума?
24.Шутник, или рассказ о том, как установка американских крылатых ракет "Першинг-2" помогла провести отопление в Покровскую церковь
25.Нательный крестик
26.Высокая ставка
27.Штрихи к портрету архиепископа Пимена
28.Как я поступал в Духовную семинарию
29.Историческое событие

30.Чудо в степи

31.Я отпускаю его с миром

32.Собрание

33.Плавучий храм
34.Мы очень друг другу нужны
35.Разведчик
36.По щучьему велению
37.Возмездие
38.Чаю воскресение мертвых
39.Благоразумный разбойник
40.Очень важный поступок



    версия для печати (только текст)

Историческое событие

 

Наступил 1988 год, тысячелетний юбилей крещения Руси. В воздухе носилось чувство перемены в отношении к Церкви в нашем безбожном государстве. Во всяком случае, пресса стала активно муссировать тему: отмечать или не отмечать эту дату? Большинство выступлений было за то, чтобы не отмечать: мол, это дело церковников, а государству до таких событий, как кре­щение Руси, по барабану.

Вдруг, как гром с ясного неба для наших властей, междуна­родная организация ЮНЕСКО принимает решение праздно­вать крещение Руси как событие всемирного значения в ста странах мира. Тут сразу в Кремле зачесались, и чаша весов стала склоняться в пользу участия государства в празднова­нии юбилея.

То ли в феврале месяце, то ли в другое время - сейчас точно не помню - выхожу я под вечер из регистратуры Казанского собора во двор, подходят ко мне трое молодых людей и спра­шивают: где можно увидеть отца настоятеля? В это время вы­шел настоятель протоиерей Алексей Машенцев, и я его подвел к ним.

- Какие проблемы, молодые люди? - спрашивает он.

- Мы хотим пригласить Вас в научно-исследовательский ин­ститут сельского хозяйства, - отвечают они, - чтобы Вы высту­пили в нашем молодежно-дискуссионном клубе.

А надо оговориться, что публичное выступление священни­ка вне стен храма было запрещено законом. За это можно было лишиться регистрации уполномоченного, тогда уж ни в какой епархии Советского Союза не устроишься. Отец Алексий это прекрасно знал, поэтому он, дипломатично сославшись на не­хватку времени, отказал молодым людям. Те отошли явно огор-ченные. Не меньше их расстроился и я - такая возможность, о которой мы и мечтать не могли. И я решился - была не была. Дождавшись, когда отойдет отец Алексий, я догнал молодых людей и говорю:

- Я тоже священник и могу у вас выступить.
Они обрадовались, обступили меня. Я спрашиваю:

- На какую тему я должен выступать?

- На тему тысячелетия крещения Руси, - отвечают они.

Я еще им один вопрос задал, который меня все же волновал:

- С руководством вашего института этот вопрос согласован? Они беспечно махнули рукой:

- А зачем? Сейчас гласность и перестройка.

- Хорошо, - говорю я, - это ваши проблемы, имейте только в виду, что со своим начальством я этот вопрос буду согла­совывать.

- Согласовывайте с кем хотите, - отвечают они. На этом мы и разошлись, предварительно договорившись о времени моего прихода.

Я действительно решил подстраховаться и пошел в област­ную администрацию к уполномоченному по делам религии за разрешением. Надо отдать должное, что на уполномоченных Волгограду везло. Волгоградская область была, наверное, един­ственной, где строились сразу три храма: в селе Ахтуба, в горо­де Фролово и в городе Михайловка. Естественно, такое просто не могло быть без участия уполномоченных. Так, например, в Саратовской области, где была основная кафедра Архиеписко­па, не могли добиться строительства хотя бы одного храма, по­тому что уполномоченный там был, по выражению многих, «сущий зверь». Если он увидит в городе идущего ему навстречу священника, то непременно перейдет на другую сторону ули­цы, лишь бы не здороваться: так он ненавидел священников. В Волгограде в то время был уполномоченным Бунеев Юрий Федорович, бывший моряк-подводник. Несмотря на то, что он был недавно назначен на эту должность, он уже успел завое­вать у духовенства глубокое уважение. В нем не было никакого чванства и зазнайства. В общении он был прост, искренен и доступен, любил пошутить, прекрасно пел и был человеком на-читанным. Мы с ним сразу сошлись на почве любви к книгам. Он мне помог купить тогда страшно дефицитную двухтомную энциклопедию «Мифы народов мира». Юрия Федоровича я по-встречал в коридоре администрации, он куда-то спешил, и я на ходу стал объяснять ему ситуацию. Не знаю, насколько он во­шел в ее суть, только он махнул рукой: иди, мол, если зовут.

Я тщательно подготовился к выступлению и в назначенное время пришел к институту. У входа меня встретил комсорг ин­ститута, какой-то весь растерянный.

Поздоровались, он говорит:

- Ой, батюшка, что тут было! Как узнали о Вашем намечающемся выступлении, все начальство на ушах который день сто­ит. Звонят постоянно, то из КГБ, то из райкома, то из горкома партии с одним вопросом: кто вам позволил живого священни­ка пригласить в государственное учреждение?

Тут я не удержался и вставил реплику, перефразировав из­вестную американскую поговорку насчет индейцев: мол, хо­роший священник - мертвый священник. Комсорг говорит:

- Вы шутите, а мне не до шуток, уже выговор влепили, ду­маю, этим не отделаюсь. Но отменять уже поздно, объявления висят, все в институте знают, в актовом зале народу собра­лось - не протолкнуться, а Вас начальство просит предваритель­но к ним в кабинет зайти.

Поднимаемся мы на лифте, заходим в просторный кабинет, вижу: ходят по кабинету дядечки солидные, жужжат, как потре­воженные шмели, а как меня увидели - жужжать перестали, ста­ли подходить здороваться. Комсорг их всех по очереди представ­ляет: это наш директор, это его зам, это парторг института, это профком. Я им руки жму, а сам уж запутался: кто есть кто. Вдруг все расступаются, выплывает дядечка приятной наружно­сти при галстуке и мне торжественно представляют его:

- А это наш главный религиовед области: Николай Николае­вич (фамилию уже, к сожалению, не помню).

Жмет он мне руку: здрасте, мол, тезка Ваш и почти что кол­лега. Директор всех пригласил присесть к столу, и парторг от­крыл совещание: как, мол, будем проводить встречу, ведь дело необычное, не каждый день священник в институт приходит, какой у нас будет регламент этой встречи? Тут все сразу зажуж­жали: да, вот именно, какой регламент? Каждый из сидящих произнес этот вопрос, не давая при этом на него ответа. Один я сидел и молчал, и тут все вопросительно посмотрели на меня.

- Какой регламент нужен - я не знаю, мне все равно, дадите выступить - я выступлю.

Тут инициативу в свои руки взял парторг. Он встал и реши­тельно сказал:

- Значит так, товарищи, вначале выступит Николай Нико­лаевич, затем батюшка, и его выступление снова замкнет Нико­лай Николаевич, - при этом он наглядно продемонстрировал, как это будет, сомкнув с хрустом пальцы обеих рук в замок.

Я представил себя между двумя клешнями огромного краба, который смыкает их на мне, так что мои кости с хрустом ло­маются, и содрогнулся. Но, посмотрев на добродушно улыбаю­щегося Николая Николаевича, которому отводилась роль этого ужасного краба, я сразу успокоился. Всем решение парторга пришлось по душе, они вторили ему, как эхо: да, да, батюшка, а замкнет его Николай Николаевич.

Когда мы спустились в актовый зал, там действительно ябло­ку упасть некуда было, все места были заполнены и люди тол­пились в проходах и в дверях. Корреспондент «Волгоградской правды» приютился с блокнотиком на подоконнике. Мы с начальством сели за стол президиума на сцене, и комсорг, открыв встречу, предоставил слово Николаю Николаевичу. Тот встал и давай ругать молодежь, которая проявляет полное равнодушие к истории Отечества.

- Вы только подумайте, - негодовал он, - дата 600-летия героической обороны города Козельска прошла незамеченной, 300-летие со дня рождения Петра I - великого преобразователя России - тоже прошла без должного внимания.

В конце своей речи он неожиданно вынул из своего портфе­ля настольный церковный календарь за 1988 год (надо заме­тить, что в то время это был страшный дефицит: нам, священникам, давали только по одному экземпляру.) Потрясая этим календарем, он грозно вопросил зал:

- А кто мне скажет, что празднует Церковь 1-го января по новому стилю?

«Господи, - подумал я, - что же там может быть 1-го января по новому стилю? Если бы по-старому - там все ясно: праздник Обрезания Господня и память святого Василия Великого. Хоть бы меня не спросил, вот опозорюсь».

Из зала раздались голоса:

- Новый год.

- Нет, не новый год, по церковному календарю новолетие - 1-го сентября, - он торжествующим взглядом обвел притихший зал и провозгласил: - 1-го января Церковь празднует память Ильи Муромца - того, кто, согласно русским былинам, Змею Горынычу головы рубил.

После этих слов он сел, посмотрел на меня: мол, знай наших, - и, нагнувшись, спросил:

- Можно, отец Николай, я Ваше выступление на магнито­фон буду записывать, мне это для областного радио надо.

Я в знак согласия кивнул головой. Действительно, 1-го янва­ря празднуется память преподобного Илии Муромца, монаха Киево-Печерской Лавры, который был, по всей вероятности, из города Мурома и мог быть воином княжеской дружины, за­щитником земли Русской, но при чем здесь Змей Горыныч, я так и не понял, но спрашивать не стал.

Я выступал около часа, обозначив главные исторические вехи Русской Православной Церкви и их значение в жизни на­шего Отечества. Начал я издалека, с крещения Великой княги­ни Ольги и закончил современным состоянием Церкви. Внима­ние к моему рассказу было предельное - в буквальном смысле, пролетевшую муху было бы слышно. Закончив выступление, я сел и с любопытством стал ожидать, как будет меня замыкать в клещи Николай Николаевич, уж если одной клешней был Змей Горыныч, то другой должна быть по логике Баба Яга. Но Ни­колай Николаевич не стал вводить персонажей русских сказок, а сказал просто, что я, мол, изложил все хорошо, но у них не­сколько другой взгляд на историю крещения Руси. Русь позна­комилась с христианством еще задолго до крещения при князе Владимире, и мы с Византией еще долго присматривались друг к другу (в этом я с ним согласен), но в чем этот иной взгляд со­стоит, он так и не объяснил, закончив на этом свое выступле­ние.

После наших выступлений было предложено задавать нам вопросы. Вопросов из зала посыпалось много, но все они были обращены исключительно ко мне, так что мне стало даже не­удобно перед главным религиоведом, и если попадался вопрос, который мог входить, по моему мнению, в его компетенцию, я с радостью переадресовывал ему.

Наконец Николай Николае­вич сам решил задать мне вопрос.

- А как Вы, батюшка, относитесь к борьбе с пьянством, кото­рую бескомпромиссно и последовательно ведет наша партия?

Я высказался положительно за борьбу с пьянством, сослав­шись на Священное Писание, которое говорит: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», но в то же время выразил сомнение по поводу методов этой борьбы, опять же сославшись на ав­торитет Священного Писания, где говорится: «Доброе вино веселит сердце человека», тем более что Сам Христос совер­шил Свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а не наоборот.

- А сейчас что получается, - продолжаю я, - хочу купить себе бутылочку коньяка, чтобы разговеться на Пасху, но не могу стоять по полдня в очереди. Великим постом не в очереди нужно стоять, а в храме на молитве.

Тут весь зал зааплодировал. Видя такой крен на идеологиче-ском фронте, буквально взвился со своего места парторг:

- А Вы верите в коммунизм?

«Вот тебе и на, как говорится, приплыли, - думаю я. - Если сказать прямо, что не верю, то - поминай как звали, пришьют антисоветскую агитацию и пропаганду, УК РСФСР, ст. 70, до трех лет лишения свободы». Решил ответить обтекаемо-ук-лончиво: мол, я могу допустить, что в будущем будет общество, которое добьется таких результатов в сельском хозяйстве и промышленности, что будет изобилие плодов земных, так что каждому - по потребностям и, естественно, от каждого по спо­собностям. Но вот то, что когда-нибудь будет общество, в кото­ром нет Церкви, я допустить даже в мыслях не могу.

- Вы противоречите сами себе! - вскричал парторг. Я не стал вступать с ним в дискуссию, и на этом встреча наша закончилась.

На следующий день позвонил в собор Юрий Федорович и попросил меня зайти к нему. Я пришел, а он смеется:

- Ты что натворил, отец Николай, весь институт разложил своей агитацией, теперь люди требуют, чтобы им Библию дали почитать. Мне тут покою звонки не дают, наверху возмущают­ся, требуют разобраться, почему попы по государственным        учреждениям расхаживают, как у себя в церкви. Но я им сказал, что дал тебе разрешение, так сказать, принял удар на себя.

- Спасибо Вам, Юрий Федорович, что заступились, ведь Вы могли и отказаться, говорили-то мы с Вами в неофициальной обстановке.

- Что же ты думаешь, у одних священников совесть есть? У нас, моряков, честь превыше всего. Скажу тебе по секрету: в Москве готовится встреча руководства страны с руководством Церкви, так что скоро такие выступления священников будут не редкость. Но твое первое, поэтому давай выпьем за это исто-рическое событие, - и он достал из стола бутылочку коньяка.

Действительно, вскоре произошло поистине историческое событие: за «круглым столом» в Кремле Михаил Сергеевич Гор-бачев встретился с Его Святейшеством, Патриархом Москов­ским и всея Руси Пименом, и отношения государства и Церкви круто изменились.

Но самое интересное, что через два года эта история получила очень необычное завершение. Отучившись два года в Ленинград­ской духовной академии, я перешел на экстернат и вернулся по просьбе владыки Пимена служить в нашу епархию, так как пла­нировалось открытие в Саратове Духовной семинарии, и Владыка намеревался поручить мне это дело. Я стал снова служить в Ка­занском соборе. Как-то раз, когда был мой черед совершать таин­ство Крещения, наша горластая регистраторша Нина кричит:

- Отец Николай, идите крестить, Вас дожидается мужчина.

Вхожу я в крестильню и глазам своим не верю: стоит глав­ный религиовед области Николай Николаевич, держит в руках квитанцию на крещение, свечки и крестик. Я обрадовался ему, как старому знакомому. Он мне говорит:

- Я, отец Николай, подготовился, как положено, выучил «Отче наш» и Символ веры наизусть.

Вот такие невероятные истории случаются в обыкновенной жизни.

 

Волгоград, январь 2002 г.

 


православные<br>рассказы
На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz