Преодоление земного притяжения.
Протоиерей Николай Агафонов.

 

1.Красное крещение(Рассказ-быль)
2.Победа над смертью
3.«На реках Вавилонских...»
4.Погиб при исполнении (Некриминальная история)
5.Утешение в старости
6.Юродивый Гришка
7.Нерушимая стена
8.Божий странник
9.Вика с Безымянки
10.Колдовские сети
11.Безработный
12.Отшельник поневоле
13.Друзья
14.Путешествие в Антимир (Научно-фантастический рассказ)
15.Оборотень (Святочный рассказ)
16.Внук Шаляпина
17.Молитва алтарника  (Святочный рассказ)
18.Соборный чтец 19.Командировка в иную реальность


 

20.Попутчик
21.Антисемит
22.Выбор невесты
23.Отчего курица спятила с ума?
24.Шутник, или рассказ о том, как установка американских крылатых ракет "Першинг-2" помогла провести отопление в Покровскую церковь
25.Нательный крестик
26.Высокая ставка
27.Штрихи к портрету архиепископа Пимена
28.Как я поступал в Духовную семинарию
29.Историческое событие

30.Чудо в степи

31.Я отпускаю его с миром

32.Собрание

33.Плавучий храм
34.Мы очень друг другу нужны
35.Разведчик
36.По щучьему велению
37.Возмездие
38.Чаю воскресение мертвых
39.Благоразумный разбойник
40.Очень важный поступок



    версия для печати (только текст)

Соборный чтец

 

«Ты еси Бог творяй чудеса»

 

В Рождественский сочельник в ризнице кафедрального со­бора сидели сразу пятеро семинаристов. Все они приехали на рождественские каникулы в свою родную епархию. И все при­шли в кафедральный собор прислуживать архиерею за празд-ничным богослужением. Такого количества молодых иподиа­конов кафедральный собор еще не видел. Обычно архиерею всегда прислуживали двое: его личный шофер Александр Пав­лович и заведующий епархиальной канцелярией Андрей Нико­лаевич. Оба уже довольно солидного возраста. В Духовных се­минариях от епархии в разные годы одновременно обучались не более одного-двух семинаристов. На весь Советский Союз было всего три семинарии. Когда желание учиться изъявили пять человек сразу, то архиерей дал им рекомендации в разные места. Двое поступили в Московскую семинарию, двое - в Одесскую и еще один - в Ленинградскую.

Семинаристы сидели в ризнице, ожидая ночной Рождест­венской службы. Ленинградский семинарист Константин Ма­каров увлеченно читал книгу. Московские семинаристы Ми­хаил Сеняев и Николай Груздев стояли перед иконой и вычитывали «каноны ко Святому Причащению». Братья Коньковы Алексей и Борис, учащиеся Одесской семинарии, начищали до блеска архиерейский жезл и репиды. Короче, каждый был занят своим делом.

Вдруг дверь с улицы распахнулась и в ризницу ввалился Ав­деев Сергей, соборный чтец. В свое время, по окончании Ду­ховной семинарии, его, как музыкально одаренного человека, поставили управлять архиерейским хором. Вскоре он женился на одной из певиц хора и стал готовиться к рукоположению в сан диакона. К несчастью, брак оказался неудачным, не про­жив и полгода, они разошлись. Но когда архиерей уже было собрался рукоположить его в диаконы, Авдеев неожиданно женился во второй раз и опять неудачно. Вопрос о рукополо­жении его в духовный сан отпал сам собой по каноническим причинам. Авдеев стал выпивать. Тогда архиерей перевел его с верхнего хора в нижний, любительский. От этого «низверже­ния», как его называл сам Авдеев, он стал выпивать еще боль­ше. В конце концов его пришлось уволить и из регентов ниж­него хора, правда, архиерей, пожалев, разрешил оставить его чтецом собора. Сейчас, когда он вошел в ризницу, было замет­но, что он пьян, но на ногах Авдеев еще держался.

Отряхнув снег и оглядевшись, он вдруг стал громко хохо­тать, тыкая пальцем в сторону семинаристов.

- Хо-хо-хо, ну, рассмешили! Я сейчас живот с вами надорву от смеха. Ой, насмешили. Ну, спасибо, повеселили меня на праздник.

Семинаристы недоуменно переглядывались, пытаясь по­нять, что так рассмешило Авдеева. Костя Макаров, оторвав­шись от книги и сняв очки, близоруко щурясь, спросил:

- Объясните нам, Сергей Петрович, что Вы увидели смешного?

- Вас, вас увидел, вот это и смешно, - продолжая давиться от смеха, говорил Сергей.

- Что же в нас такого смешного? - не унимался Кос­тя. - Растолкуйте нам, и мы тоже посмеемся.

- Растолкую, конечно, растолкую, - успокоил его Авдеев.

Наконец ему удалось справиться со своим неудержимым смехом.

- Когда я учился в Московской духовной семинарии, - начал он, - то среди нас ходил такой афоризм, что в Ленинграде семинаристы учатся, в Москве - молятся, а в Одессе - работа­ют. Захожу я сейчас к вам и что же вижу? Из Ленинграда Костя книгу читает, эти двое, московские, молятся, а эти - работают. Ну, разве это не смешно? Теперь понятно?

- Все нам понятно, - нахмурился Михаил Сеняев, - только непонятно, как Вы будете в таком виде службу справлять?

- А вы еще до такого понятия не доросли, молоды больно, чтоб все понимать. Он присел на лавочку и, сразу поскучнев, грустно вздохнул:

- Что же вы думаете, я всегда таким был? Да я вообще к этой гадости не притрагивался, диаконом мечтал быть. Вот, ду­маю, стану диаконом, выйду на горнее место, да как запою ве­ликий прокимен. В каждую ноту вложу всю свою душу, чтобы до всех стоящих в храме дошло, как велик Бог и как велики Его чудеса.

Глаза его при этих словах увлажнились, и он, встав с лавки и вытерев их кулаком, во весь голос запел великий прокимен: «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса. Сказал еси людем силу Твою…»

Его голос звучал насыщенно и мелодично, заставляя в вол­нении трепетать сердца семинаристов. Пение прокимена вселя­ло какую-то радостную уверенность в том, что Бог и данная Им Православная вера есть то единственное на свете, ради чего нужно и должно жить. Семинаристы встали со своих мест, с восхищением взирая на Сергея Авдеева. Допев прокимен до конца, он еще некоторое время стоял, как бы прислушиваясь к уходящим в небо звукам. Потом, понурив взгляд в пол, обре-ченно махнул рукой:

- Теперь все мои мечты коту под хвост, а вы еще что-то гово­рите. Думаете, сам не понимаю, что негоже в таком виде на Рож­дественскую службу идти? Да я ине пойду на клирос. Встану в храме среди народа и буду молится Богу и вопрошать Его, по­што не дал мне диаконом стать? Хотя чего вопрошать, сам ви­новат. А то прямо как у Адама выйдет: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», - и Авдеев опять захохо­тал:

- Не женитесь, братья, поспешно, а то можете всю жизнь себе испортить. А уж почитать сегодня на клиросе любой из вас сможет.

- Почитать-то мы почитаем, - сказал Борис Коньков, - да только, как Вы, все равно не сможем. Сергей Петрович, а Вы ложитесь и поспите, до службы еще четыре часа, а мы Вас потом разбудим.

- Правда, Сергей Петрович, останьтесь, пожалуйста, - про­сительно сказал Николай Груздев, - без Вас не обойтись, никто не сможет лучше Вас проканонарить «С нами Бог…», у Вас это так здорово получается! Вы ведь голосом в каждое слово такое глубокое понятие вкладываете, что просто аж мурашки по телу. Кстати, признаюсь Вам честно, идти учиться в семинарию я на­думал после того, как два года назад случайно зашел в собор на Рождество и услышал, как Вы провозглашали: «С нами Бог. Ра­зумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».

- Это правда? - удивился Авдеев. - Значит, вот как, оказыва­ется. Никогда бы не подумал, что ты из-за этого в семинарию пошел.

- Да вот так и получилось, Сергей Петрович, я тогда как раз раздумывал, куда мне после армии поступать учиться. Верую­щим себя не больно-то считал, а как услышал Вас, что-то в душе моей перевернулось, и я решил идти в Духовную семинарию.

Авдеев в раздумье почесал затылок:

- Да, красиво сказать и пропеть - это, действительно, про­поведь. Хорошо, пожалуй, останусь, посплю, а то вдруг еще кто-нибудь в храм сегодня войдет, вроде нашего Николая Груздева, - и он, подмигнув семинаристам, пошел уклады­ваться на диван.

Семинаристы выключили свет и на цыпочках вышли из риз­ницы, осторожно прикрыв дверь.

 

Самара, ноябрь 2003 г.


православные<br>рассказы
На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz